Распределительный вал
Распределительный вал промаркирован определенным способом, показанным на рис. 56, в зависимости от типа двигателя:
— в карбюраторном двигателе типа «HZ» распределительный вал не маркируется;
— в карбюраторном двигателе «МН» и типа «NU» распределительный вал имеет между кулачками первого цилиндра литой поясок, большего диаметра, чем опорная шейка, обозначенный на рис. 56 буквой «А»;
— в двигателе с системой впрыска распределительный вал имеет два литых пояска между кулачками первого цилиндра, обозначенных на рис. 56 буквой «В», но на этом валу нет кулачка «С» для привода топливного насоса.
Установите крайние шейки распределительного вала на двух призмах, расположенных на измерительной плите, или зажмите его в центрах на токарном станке (рис. 57). К центральной шейке вала приставьте индикатор. Медленно вращая распредвал, снимите показания индикатора. Если показания превышают 0,10 мм — вал деформирован и требует замены. Проверьте, нет ли на валу видимых дефектов.
С целью проверки радиального зазора в подшипниках вала необходимо использовать калиброванную пластмассовую проволоку «Plastigage».
Рис. 57. Измерение биения распределительного вала на токарном станке
Проверка должна проводиться без установки толкателей следующим образом:
Очистите крышки и постель распределительного вала и установите вал на место.
На каждую опорную шейку вала уложите по оси вала отрезок калиброванной проволоки и установите крышки подшипников согласно их номерам (см. рис. 42). Гайки крепления крышек затягивайте равномерно, начиная от середины к краям, усилием в 6 Нм, а затем доверните их еще на 90°. Распределительный вал после этого вращать нельзя.
Отверните гайки крепления крышек подшипников в обратной последовательности и снимите крышки. Ширину отрезков калиброванной проволоки сравните с имеющейся линейкой-шаблоном. Если зазор в каком-либо подшипнике превышает 0,10 мм, значит достигнуто предельное состояние износа подшипника и распределительного вала, что потребует замены вала, а зачастую и головки блока цилиндров.
Для определения осевого люфта необходимо распределительный вал установить в головке блока (без толкателей) и закрепить крышкой центрального подшипника. Установите головку блока на плоской поверхности и, закрепив на передней части головки блока индикатор, (рис. 58) подвигайте вал вдоль оси. Осевой люфт не должен превышать 0,15 мм. Большее значение говорит об износе упорной поверхности крышки подшипника.
Рис. 58. Замер осевого зазора распредвала, закрепленного в центральном подшипнике (стрелка)
Метки: блок, впрыск, зазор, измерение, износ, индикатор, люфт, мост, насос, подшипник, привод, проверка, провод, распредвал, распределитель, распределительный вал, упор, цилиндр, шейка