Регулировка клапанных зазоров
На автомобилях, на которых не установлены гидравлические толкатели, требуется производить проверку или регулировку клапанов на теплом (температура охлаждающей жидкости около 35° С) двигателе. Величины зазоров даны ниже.
Впускной клапан1 – 0,20–0,30 мм
Выпускной клапан1 – 0,40–0,50 мм
Впускной клапан2 – 0,15–0,25 мм
Выпускной клапан2 – 0,35–0,45 мм
1 Регулировка на теплом двигателе.
2 Регулировка на холодном двигателе после ремонтных работ.
В рамках технического обслуживания проверка и при необходимости регулировка клапанных зазоров должна производиться при достижении пробега 15 000 км, 30 000 км и далее через каждые 30 000 км пробега. Проверка и, при необходимости, регулировка зазоров клапанов обязательно должна производиться после ремонта головки блока цилиндров (через 1000 км после ремонта).
Регулировка клапанных зазоров приносит желаемый успех только тогда, когда клапаны обеспечивают хорошую герметизацию, их люфты в направляющих втулках не превышают предельно допустимых значений и концы стержней не изношены.
При слишком малом зазоре изменяются фазы газораспределения, ухудшается компрессия, снижается мощность двигателя, двигатель работает неровно. В экстремальных случаях могут деформироваться клапаны или прогореть седла клапанов.
При повышенных зазорах возникают сильные механические стуки, изменяются фазы газораспределения вследствие уменьшения времени открытия клапанов и тем самым ухудшения наполнения цилиндров, снижается мощность двигателя, двигатель работает неровно.
Для регулировки зазоров клапанов имеются регулировочные шайбы толщиной от 3,00 мм до 4,25 мм. Толщина шайбы указана на ее нижней стороне. При установке обязательно устанавливать шайбу так, чтобы маркировка толщины находилась снизу, то есть была обращена к толкателю.
Регулировочные шайбы и их номера по каталогу запасных частей:
Толщина, мм | Номер детали | Толщина, мм | Номер детали |
3,00 | 056109555 | 3,65 | 056109568 |
3,05 | 056109556 | 3,70 | 056109569 |
3,10 | 056109557 | 3,75 | 056109570 |
3,15 | 056109558 | 3,80 | 056109571 |
3,20 | 056109559 | 3,85 | 056109572 |
3,25 | 056109560 | 3,90 | 056109573 |
3,30 | 056109561 | 3,95 | 056109574 |
3,35 | 056109562 | 4,00 | 056109575 |
3,40 | 056109563 | 4,05 | 056109576 |
3,45 | 056109564 | 4,10 | 056109577 |
3,50 | 056109565 | 4,15 | 056109578 |
3,55 | 056109566 | 4,20 | 056109579 |
3,60 | 056109567 | 4,25 | 056109580 |
Регулировочные шайбы, уже бывшие в употреблении, могут устанавливаться повторно, если они не имеют механических повреждений.
Регулировка
Снимите воздушный фильтр.
Регулировка зазоров производится в следующем порядке: 1-й, 3-й, 4-й и 2-й цилиндр. 1-й цилиндр расположен со стороны маховика.
Снимите верхний кожух зубчатого ремня.
Снимите крышку головки блока цилиндров.
Проверните коленчатый (а тем самым и распределительный вал) головкой ключа за маховик (можно также провернуть коленчатый вал перемещением автомобиля при включенной 4-й передаче) в положение, когда пара кулачков регулируемого цилиндра встанет в направлении наверх (при этом кулачки располагаются симметрично наклонно). При этом эта пара кулачков не упирается в регулировочные шайбы.
ВНИМАНИЕ! Не проворачивайте двигатель за болт крепления зубчатого шкива распределительного вала, так как при этом перегружается зубчатый ремень.
Измерьте зазор клапана с помощью набора щупов.
ВНИМАНИЕ! Последовательность клапанов, начиная от маховика:
1-й цилиндр: выпускной клапан – впускной клапан;
2-й цилиндр: выпускной клапан – впускной клапан;
3-й цилиндр: впускной клапан – выпускной клапан;
4-й цилиндр: впускной клапан – выпускной клапан.
Щуп должен входить и выходить между кулачком и регулировочной шайбой с натягом.
Соблюдайте последовательность измерений для впускных и выпускных клапанов и записывайте определенные с помощью щупов значения зазоров клапанов.
Перед установкой стяжного приспособления поверните толкатель таким образом, чтобы после сжатия щипцы могли захватить за вырезы. Иногда регулировочные шайбы приклеиваются, в этом случае их следует обдуть сжатым воздухом.
ВНИМАНИЕ! Перед установкой стяжного приспособления проверните коленчатый вал примерно на 1/4 оборота против направления рабочего вращения двигателя, чтобы при утапливании толкателей клапаны не упирались в поршни. Обратным вращением поршни отводятся из положения верхней мертвой точки.
Откорректируйте зазоры клапанов. Для этого на станциях обслуживания используются специальные приспособления 2078 и 10-208, которые в аналогичных исполнениях выпускаются и другими инструментальными фирмами (например, HAZET). Без этого инструмента регулировка зазоров клапанов невозможна. С помощью приспособления толкатель прижимается вниз. С помощью щипцов вытаскивается регулировочная шайба.
Вставьте регулировочную шайбу необходимой толщины.
ВНИМАНИЕ! Маркировка на шайбе должна располагаться с нижней стороны.
Снимите утапливающее приспособление 2078 и проверните распределительный вал.
Отрегулируйте клапанные зазоры цилиндра № 3 и т. п.
ВНИМАНИЕ! С увеличением пробега клапанные зазоры уменьшаются, то есть установленная регулировочная шайба становится слишком толстой и должна быть заменена на более тонкую.
Пример по проверке толщины шайб
Впускной клапан | (Выпускнойклапан) | |
Заданные (регулировочные) значения, мм | 0,45+0,05 | (0,25+0,05) |
Измеренные значения, мм | 0,35 мм | (0,35) |
Зазор на | 0,05 мм мал | (0,05 мм велик) |
Если значения находятся в пределах допуска, замены регулировочных шайб не требуется. При превышении допуска следует заменять регулировочные шайбы, стремясь при этом к среднему значению – например, 0,25 мм.
Имеющаяся регулировочная шайба | 4,05 мм | (3,65 мм) |
Требующаяся (для получения среднего значения) регулировочная шайба | 3,95 мм | (3,75 мм) |
ВНИМАНИЕ! Если, несмотря на установку более тонкой регулировочной шайбы толщиной 3,0 мм, зазор клапана откорректировать не удается (из — за коррекции седла клапана), следует установить более короткие клапаны.
Установите крышку головки цилиндров с новыми прокладками.
Установите верхний кожух зубчатого ремня. Установите воздушный фильтр.
Метки: блок, болт, впуск, втулка, выпуск, газ, двигатель, зазор, запас, инструмент, клапан, кожух, коленчатый вал, компрессия, люфт, маховик, мост, мощность, приспособление, проверка, прокладка, пуск, распределитель, распределительный вал, регулировка, ремень, ремонт, стук, температура, толкатель, фильтр, цилиндр, шайба, шкив