Поршни и шатуны. Извлечение деталей шатунно-поршневой группы
Детали шатунно-поршневой группы показаны на рис. 199. Для снятия поршней двигатель должен быть снят с автомобиля, а головка блока отделена от блока цилиндров.
Рис. 199. Узлы и детали шатунно-поршневой группы:
1 — поршневые кольца;
2 — поршневой палец;
3 — шатун;
4 — блок цилиндров;
5 — болт (10 Нм, смазан средством AMV 188 100.02);
6 — форсунка впрыска масла;
7 — гайки крышки нижней головки шатуна;
8 — крышка головки шатуна;
9 — вкладыш шатуна;
10 — болт шатуна;
11-поршень;
12 — стопорное кольцо
Извлечение деталей шатунно-поршневой группы из блока цилиндров
Поршни с шатунами вынимаются из цилиндров вверх после снятия крышек шатунных подшипников и вкладышей. Прежде, чем приступить к этим операциям, следует ознакомиться со следующими рекомендациями.
Каждую пару шатун-поршень промаркируйте в соответствии с номером цилиндра, из которого они будут извлечены. Лучше всего это сделать краской, нанося номера цилиндров на днища поршней (рис. 200). Номера дополните стрелкой, направленной к передней части двигателя. Ориентацию деталей можно также определить по выемкам под клапаны.
Рис. 200. Маркировка днищ поршней перед демонтажем из двигателя
Во время снятия поршня с шатуном нужно запомнить положение крышки шатуна. Сразу после снятия рекомендуется пометить одновременно крышку и нижнюю головку шатуна, нанося с одной стороны номер цилиндра (см. рис. 65). Крышка и нижняя головка шатуна на заводе-изготовителе снабжены приливами (рис. 201), которые после сборки должны совместиться со стороны промежуточного вала.
Рис. 201. Стрелки показывают приливы на нижней головке шатуна
Поршни двигателя с турбонаддувом имеют вырез с одной стороны юбки. Благодаря этому невозможен удар поршня о форсунку для подачи масла в НМТ. Во время установки поршня вырез должен находиться со стороны форсунки (рис. 202).
Рис. 202. Вырез в юбке поршня, исключающий удар о форсунку, подающую масло
Могут применяться либо деформируемые шатунные болты с длиной резьбы 25 мм, либо недеформируемые шатунные болты с длиной резьбы 15 мм. Деформируемые шатунные болты нельзя использовать повторно при сборке крышек шатунов. В двигателях с турбонаддувом используются только деформируемые шатунные болты.
В двигателях с гидравлическими толкателями поршни II и III группы имеют фаску 15°. Если устанавливаются новые поршни, они должны иметь указанные фаски. Промаркируйте вкладыши каждого шатуна. Для различия верхнего и нижнего вкладыша можно пометить их краской на выпуклой части. После снятия крышек шатунов и вкладышей выньте поршни с шатунами вверх из блока цилиндров. В случае необходимости удалите с поверхности зеркала цилиндра верхний буртик. Снимите стопорные кольца и выньте поршневой палец. Углубление рядом с отверстием для пальца позволяет использовать острый предмет (шило), которым поддевается стопорное кольцо, как показана на рис. 68.
С поршней по очереди снимите поршневые кольца, используя щипцы для поршневых колец (см. рис. 69). Если кольца будут снова использоваться, их необходимо промаркировать. Если нет специальных щипцов, можно использовать стальные полоски, которые подкпадывают под кольца по окружности через 120°. Одна из стальных полосок подкладывается под замки колец, чтобы не испортить зеркало цилиндра (рис. 203).
Рис. 203. Снятие поршневых колец без специальных щипцов
Метки: блок, блок цилиндров, болт, вкладыш, впрыск, двигатель, зеркало, клапан, кольцо, крышка, монтаж, мост, отверстие, подшипник, поршень, стопор, турбо, форсунка, цилиндр, шатун