Измерение сигналов датчиков и иных компонентов системы зажигания осциллографом
При проведении динамических проверок, выполняемых на работающем двигателе, а также при выявлении причин периодических сбоев незаменимым инструментом становится осциллограф.
Он позволяет наблюдать периодические сигналы и измерять характеристики прямоугольных импульсов, а также уровни медленно меняющихся напряжений (см. иллюстрации 5.0 — 5.20).
5.0 Характеристики произвольного сигнала
5.1 Параметры периодических сигналов лямбда-зонда
5.2 Параметры периодических сигналов индуктивного датчика скорости вращения колеса (VSS)
5.3 Параметры периодических сигналов датчика температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ)
5.4 Параметры периодических сигналов датчик массы воздуха (MAF)
5.5 Параметры периодических сигналов индуктивного датчика положения коленчатого вала (СКР)
5.6 Параметры периодических сигналов датчика угла открытия дроссельной заслонки (TPS)
5.7 Параметры периодических сигналов датчика детонации
5.8 Параметры периодических сигналов индуктивного датчика положения распределительного вала (СМР)
5.9 Параметры периодических сигналов датчиков Холла
5.10 Параметры периодических сигналов оптических датчиков оборотов и положения валов
5.11 Параметры периодических сигналов датчиков MAF и МАР (давления во впускном коллекторе)
5.12 Параметры периодических сигналов топливной форсунки
5.13 Параметры периодических сигналов клапана стабилизации оборотов холостого хода (IAC)
5.14 Параметры периодических сигналов первичной обмотки катушки зажигания
5.15 Параметры периодических сигналов электромагнитного клапана продувки адсорбера
5.16 Параметры периодических сигналов клапанов адсорбера
5.17 Аналоговый сигнал
5.18 Цифровой сигнал
5.19 Сигнал индуктивного датчика
5.20 Сигнал блока управления зажиганием
Современные осциллографы обычно оборудованы двумя сигнальными проводами с набором разнообразных щупов, позволяющих осуществить подключение прибора практически к любому устройству.
Красный провод закреплен на положительном полюсе осциллографа и ОБЫЧНО подсоединяется к клемме блока управления. Черный провод следует подсоединять к надежной «массе (-).
Управление составом воздушно-топливной смеси в современных автомобильных электронных системах впрыска топлива осуществляется путем своевременной корректировки продолжительности открытия электромагнитных форсунок.
Период открытия форсунок определяется продолжительностью вырабатываемых блоком управления электрических импульсов, подаваемых к форсункам.
Продолжительность импульсов обычно не выходит за пределы диапазона l+14 мс. Типичная осциллограмма импульса, управляющего срабатыванием форсунки, представлена на иллюстрации 5.12.
Часто на осциллограмме можно наблюдать также серию коротких пульсаций, следующих непосредственно за инициирующим отрицательным прямоугольным импульсом и поддерживающих форсунку в открытом состоянии, а также резкий положительный бросок напряжения, сопровождающий закрытие форсунки.
Функционирование блока управления двигателем можно легко проверить при помощи осциллографа путем визуального наблюдения изменений формы управляющего сигнала при изменении нагрузок на двигатель. Так, длительность импульсов при работе двигателя на холостых оборотах должна быть несколько выше, чем при работе на малых оборотах. Повышение оборотов двигателя должно сопровождаться соответственным увеличением времени пребывания форсунок в открытом состоянии.
Данная зависимость особенно хорошо проявляется при открывании дроссельной заслонки короткими нажатиями на педаль акселератора.
1 Подсоедините щуп красного провода осциллографа к инжекторной клемме блока управления.
Щуп второго черного провода осциллографа надежно заземлите.
2 Проанализируйте форму сигнала, считываемого осциллографом при вращении коленчатого вала двигателя.
3 Запустите двигатель и проверьте форму управляющего сигнала на холостых оборотах.
4 Увеличьте обороты двигателя до 3000 об/мин.
Продолжительность управляющих импульсов должна заметно увеличиться, а затем стабилизироваться на уровне, немного меньшем или равном уровню оборотов холостого хода.
Быстрое закрытие дроссельной заслонки должно приводить к спрямлению осциллограммы, подтверждающей закрытие форсунок.
При запуске холодного двигателя он нуждается в некотором обогащении воздушно-топливной смеси, что обеспечивается за счет увеличения нахождения форсунок в открытом положении.
По мере прогрева длительность управляющих импульсов на осциллограмме должна непрерывно сокращаться, постепенно приближаясь к типичному для холостых оборотов значению.
В системах впрыска, в которых не используется устройство облегчения запуска холодного двигателя, используются дополнительные управляющие импульсы, проявляющиеся на осциллограмме в виде пульсаций переменной длины.
В приведенной ниже таблице представлена типичная зависимость длительности управляющих импульсов открытия форсунок от рабочего состояния двигателя.
Состояние двигателя |
Длительность управляющего импульса, мс |
Холостые обороты 2000 — 3000 об/мин Полный газ |
1-6 1-6 6-35 |
Индуктивные датчики
5 Запустите двигатель и сравните осциллограмму, снимаемую с выхода индуктивного датчика с эталонной, приведенной на иллюстрации.
Увеличение оборотов двигателя должно сопровождаться увеличением амплитуды вырабатываемого датчиком импульсного сигнала.
Лямбда-зонд (кислородный датчик)
Внимание! Приведены осциллограммы, типичные для наиболее часто используемых на автомобилях лямбда-зондов циркониевого типа, в которых не используется опорное напряжение 0,5 В. В последнее время все большую популярность приобретают титановые зонды, рабочий диапазон сигнала которых составляет 0+ 5 В, причем высокий уровень напряжения выдается при сгорании обедненной смеси, а низкий — обогащенной.
6 Подсоедините осциллограф к клемме лямбда-зонда на блоке управления и к «массе» (-).
7 Убедитесь, что двигатель прогрет до рабочей температуры.
8 Сравните выведенную на экран измерителя осциллограмму с эталонной, приведенной на иллюстрации. Если снимаемый сигнал не является волнообразным, а представляет собой линию, то, в
зависимости от уровня напряжения, это свидетельствуето чрезмерном переобед — нении (0 + 0,15 В), либо переобогащении (0,6+1 В) воздушно-топливной смеси.
Если на холостых оборотах двигателя имеет место нормальный волнообразный сигнал, попробуйте несколько раз резко выжать педаль акселератора.
Колебания сигнала не должны выходить за пределы диапазона 0 +1 В.
Увеличение оборотов двигателя должно сопровождаться повышением амплитуды сигнала, уменьшение — снижением.
Выходной сигнал зажигания
9 Подсоедините осциллограф к клемме блока зажигания на блоке управления двигателем и «массе» (-).
10 Прогрейте двигатель до рабочей температуры и оставьте его работать на холостых оборотах.
На экране осциллографа должны последовательно появляться прямоугольные импульсы постоянного тока.
Сравните форму принимаемого сигнала с эталонной (см. иллюстрацию).
При увеличении оборотов двигателя частота сигнала должна увеличиваться прямо пропорционально.
Первичная обмотка катушки зажигания
11 Подсоедините осциллограф к клемме катушки зажигания и «массе» (-).
12 Прогрейте двигатель до рабочей температуры и оставьте его работать на холостых оборотах.
13 Сравните форму принимаемого сигнала с эталонной на иллюстрации. Положительные всплески напряжения должны иметь постоянную амплитуду.
Неравномерность всплесков может быть вызвана чрезмерным сопротивлением вторичной обмотки, а также неисправностью провода катушки.
Метки: автомобиль, акселератор, блок, впрыск, впуск, газ, датчик, двигатель, дроссель, зажигание, запуск, измерение, инструмент, клапан, мост, неисправность, обороты, педаль, прибор, привод, провод, пуск, распределитель, сигнал, система, сопротивление, управление, форсунка, характеристики, частота, электро