Поршни и шатуны. Проверка деталей и сборка шатунно-поршневой группы
Проверка деталей шатунно-поршневой группы
Все детали шатунно-поршневой группы подлежат осмотру и, если на них есть глубокие царапины либо следы износа, подлежат замене.
Измерьте зазор между поршневыми кольцами и полками канавок под кольца способом, показанным на рис. 204. Если этот замер, измеренный щупом, превышает 0,20 мм для компрессионного кольца или 0,15 мм для маслосъемного кольца — это говорит об износе кольца либо поршня. Номинальные величины зазора приведены в Табл. 1. Затем вставьте по очереди поршневые кольца в цилиндры со стороны блока цилиндров. В двигателе с турбонаддувом следует заранее вывернуть форсунки для подачи масла. Перевернутым поршнем утопите каждое кольцо вниз, приблизительно на 20 мм, при этом кольца установятся перпендикулярно оси цилиндра. В замки колец вставьте щуп, чтобы определить зазор в замке (см. рис. 74). Для компрессионных колец зазор должен составлять 0,30-0,50 мм, а для маслосъемных — 0,25-0,40 мм. Максимально допустимый зазор в замке для всех типов колец составляет 1,0 мм.
Рис. 204. Замер люфта поршневого кольца в канавке поршня
Если зазор очень маленький (это случается на новых кольцах, которые также надо проверять), то можно его увеличить, запилив концы (см. рис. 75). Если зазор в замке превышает 1 мм, кольца следует заменить. Проверьте степень износа поршневого пальца и втулки головки шатуна. Шатун, не отвечающий требованиям, должен заменяться в комплекте с остальными шатунами, даже если они исправны. Всегда следует заменять болты и гайки крепления крышек шатунов. Рекомендуется проверить шатуны на изгиб. Способ измерения люфтов в шатунных подшипниках описан на стр. 49.
Сборка шатунно-поршневой группы
Нагрейте поршни до температуры 60° С (поместив их в горячую воду), приготовьте стержень равного или несколько меньшего диаметра, чем диаметр поршневого пальца.
Вставьте рукой поршневой палец в нагретый поршень и головку шатуна при помощи стержня (рис. 205).
Рис. 205. Установка (снятие) поршневого пальца с помощью специального стержня
Во время сборки поршня и шатуна необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
— стрелка на днище поршня (нанесенная краской, либо в новом поршне — выбиваемая) должна быть направлена к передней части двигателя;
— приливы на нижней головке и крышке шатуна (см. рис. 201) должны находиться со стороны промежуточного вала.
Рис. 201. Стрелки показывают приливы на нижней головке шатуна
Метки номеров цилиндров на нижней головке и крышке шатуна должны совпадать (см. рис. 65).
С двух сторон поршневого пальца вставьте стопорные кольца и проверьте, плотно ли они установились в канавках.
Проверьте, легко ли в собранном виде поршень проворачивается относительно поршневого пальца.
С помощью специальных щипцов для снятия и установки поршневых колец либо уже упомянутых стальных полосок (см. рис. 203) вставьте кольца в канавки под кольца. Когда кольцо находится над канавкой, следует вынуть стальные пластины, позволяя ему войти в канавку. Перед установкой поршневых колец необходимо обратить внимание на форму их сечения, чтобы не перепутать кольца местами. Кроме того, оба компрессионных кольца имеют на одной стороне выбитую надпись «ТОР» либо «OBEN», которая должна быть обращена к днищу поршня.
Рис. 203. Снятие поршневых колец без специальных щипцов
Поршни с установленными в них кольцами необходимо положить на чистую поверхность и прикрыть неворсистым материалом, чтобы на них не попала грязь.
Метки: блок, болт, днище, зазор, износ, кольцо, люфт, поверхность, подшипник, поршень, сборка, снятие, стопор, турбо, цилиндр, шатун