Извлечение поршней и шатунов из блока цилиндров
Поршни и шатуны извлекаются из блока цилиндров вверх с предварительно снятыми крышками шатунных подшипников и вкладышами. До выполнения этих операций проделайте следующее:
Каждая шатунно-поршневая группа должна быть помечена номером цилиндра, из которого она будет демонтирована. Лучше всего это сделать краской, нанося номера цилиндров на днище поршня (рис. 64). Номера надо дополнить стрелками, указывающими направление установки поршня к передней части двигателя.
Рис. 64. Нанесение маркировки на днище поршнейперед разборкой шатунно-поршневой группы
Во время отделения поршня с шатуном от крышки подшипника необходимо запомнить ее положение. Перед снятием крышки шатунного подшипника рекомендуется одновременно пометить крышку и нижнюю головку шатуна, нанеся с одной стороны номер цилиндра (см. рис. 65). Крышка и нижняя головка шатуна при изготовлении снабжены приливами (рис. 66), которые при сборке должны быть направлены в ту же сторону (по ходу автомобиля).
Так же нужно пометить вкладыши каждого шатуна. Чтобы не спутать верхний и нижний вкладыши, также пометьте их краской.
Поршни отличаются глубиной выемки в днище. Если вы хотите заменить поршни, следует замерить расстояние «б» (см. рис. 67). Это так называемая высота камеры сгорания для данного типа двигателя. Обозначенные для замены поршни должны иметь такую же глубину выемок в днище. Существуют различия нескольких параметров выемки, которые не для всех типов двигателей одинаковы. На рис. 67 приведены размеры поршней, предназначенных для двигателей разных типов. Извлекать поршни рекомендуется следующим образом.
Рис. 66. Нижняя головка шатуна. Обозначениеномера цилиндра (А) и оба прилива (В) должнынаходиться на одной стороне
Рис. 67. Размеры поршня:
двигатель HZ — а=39,4 мм, 6=16,6 мм, в=55,7 мм; двигатель МН, NU — а=32,9 мм, 6=16,6 мм, в=56,6 мм; двигатель с впрыском — а=32,9 мм, 6=16,1 мм, в=56,6 мм
Рис. 65. Маркировка нижней головки и крышки шатуна перед разборкой
Снимите крышки шатунных подшипников и вкладыши, а затем вытолкните поршни с шатунами вверх. Очистите от масляного нагара поршни и цилиндры.
Сняв стопорные кольца, выбейте поршневой палец. Используя углубление рядом с отверстием под палец, подденьте шилом и выньте стопорные кольца (рис. 68). Палец выбивается с помощью стержня того же диаметра, что и палец.
Рис. 68. Пружинное кольцо можно снять при помощи шила
С поршней по очереди снимите поршневые кольца, используя при этом щипцы для снятия колец (рис. 69). Если кольцо может быть снова использовано, его необходимо пометить. Если у вас нет щипцов для поршневых колец, можно воспользоваться тонкими стальными пластинами, которые равномерно по окружности подводятся под кольца. Одна из пластинок должна быть подложена под замок кольца, чтобы не поцарапать поверхность поршня (см. рис. 203).
Рис. 69. Снятие поршневых колец
Рис. 70. Шатунно-поршневая группа:
1 — поршневые кольца,
2, 4 — пружинные стопорные кольца,
3 — поршневой палец,
5 — поршень,
6 — шатун,
7 — болт,
8 — вкладыш,
9 — крышка,
10 — гайка
Детали шатунно-поршневой группы после разборки показаны на рис. 70.
Метки: блок, болт, вкладыш, впрыск, гайка, двигатель, днище, замок, кольцо, крышка, отверстие, поверхность, подшипник, поршень, снятие, стопор, цилиндр, шатун